Официальная Россия. Бюджет Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обещает быть принятым в рекордно короткие сроки. Комитет по финансам и депутатский корпус с радостью рапортуют о проведенной летом обширной подготовительной работе, благодаря которой губернаторская подпись под документом может появиться уже в конце октября — начале ноября. Эксперты полагают, что смысл в такой спешке — грядущие выборы.
Кампания по принятию бюджета в Петербурге развивается с завидной стремительностью. Еще во вторник проект рассмотрели в Смольном, а уже сегодня он был внесен в Законодательное собрание города. При этом лицо нового документа пока определить довольно проблематично, слишком разные характеристики ему дают. С одной стороны, как предвыборная мантра произносятся слова о том, что бюджет сохранит социальную направленность, с другой — декларируется масштабная поддержка жилищно-коммунального и транспортного секторов. Желание раздать всем сестрам по серьгам понятно, но также и ясно, что всем средств не хватит, и без обделенных будет не обойтись.
Один из федеральных политиков сравнил статистику с красиво одетой женщиной, дескать, «вроде все показывает, но ничего не видно». Ситуация с проектом бюджета аналогична. Как и в прошлые годы, в строчках значатся правильные цифры, обещающие увеличить финансирование той или иной отрасли, а на деле оказывается, что средств все равно не хватает.
Например, расходы на дорожное хозяйство планируется увеличить с 47,8 до 66,3 млрд руб, на здравоохранение — с 49 до 54,8 млрд руб., на общее образование — с 36,1 до 39,3 млрд руб. Расходы на пресловутый транспорт вырастут с 24,1 до 28 млрд руб.
С другой стороны, на проектирование и строительство футбольного стадиона для команды, имеющей спонсором газовую монополию, в 2012 году планируется потратить 4,6 млрд рублей, а вот на газификацию поселков и пригородов Петербурга отводится 1,2 млрд. Постоянно говорится о проблемах в сфере ЖКХ, которые обостряются в зимний период. Но на строительство и реконструкцию тепловых сетей отведено только 3,4 млрд, а на приобретение автотранспортных средств и коммунальной техники — 2,9 млрд рублей. В правительстве, видимо, посчитали, что пусть уж когда-нибудь в городе появиться современная спортивная арена, а с крышами и трубами будем разбираться по остаточному принципу.
Интересно, что в число главных распорядителей бюджетных средств в 2012 году попала и администрация Приморского района, на территории которого должен появиться небоскреб «Лахта центр». Планируется, что администрация сможет освоить 7,8 млрд руб. Но ей далеко до Комитета по строительству, за которым закреплено 40,8 млрд расходов.
Между тем именно транспортные проекты вызывают определенное беспокойство. Итогом первого заседания правительства под председательством Георгия Полтавченко, на котором и обсуждался проект бюджета, стало то, что из него исчезли 200 млн рублей на выкуп у «Адмиралтейских верфей» участка для строительства Ново-Адмиралтейского моста. Выяснилось, что не стоит рассчитывать на бюджетное финансирование такого нового вида городского транспорта как легкорельсовый трамвай. Курирующий инвестиционно-транспортный блок вице-губернатор Юрий Молчанов тогда так и не смог внятно обосновать Полтавченко, почему бюджетные средства должны быть выделены именно на эти проекты.
Судя по всему, поправки в документ будут вноситься губернатором и в процессе предстоящих парламентских чтений, первое из которых должно состояться уже 28 сентября. То, что грядут «новые установки», не отрицает и глава Комитета финансов Эдуард Батанов, который и передавал бюджетные тома в Законодательное собрание.
«Безусловно, изменения во втором чтении будут. Мы с губернатором ознакомились с бюджетом. На мой взгляд и на взгляд губернатора, у нас есть неплохие приоритеты — социальная политика и ЖКХ. Какие-то уточнения будут, но мы узнаем о них, когда будут поправки губернатора, т.е. в начале октября», — сообщил Батанов.
Несмотря на то, что Валентина Матвиенко уже практически месяц как покинула Петербург, местные народные избранники, видимо, по инерции, продолжают произносить фразы, так или иначе относящиеся к увеличению городской казны.
«Незыблемой для нас остается социальная направленность бюджета. Только бюджет сферы образования — 75 млрд рублей, эта цифра практически сопоставима с бюджетом всего Петербурга в 2003 году», — отметил председатель ЗакСа Вадим Тюльпанов.
При подобных разговорах о том, какой у нас большой, поднимающийся, как на дрожжах бюджет, почему умалчивается, что он по-прежнему дефицитный. Так, проект бюджета Петербурга на 2012 год предусматривает доходы в объеме 374,6 млрд руб., в то время как в текущем году они составляли 380,8 млрд руб. Прогнозируемые расходы на 2012 год — 404,2 млрд руб. Дефицит бюджета составит 29,6 млрд руб., из которых 25 млрд руб. финансируются за счет заемных средств.
Ситуацию, при которой расходы превышают доходы, экономист Андрей Заостровцев характеризует как ненормальную.
«Это значит, что мы живем за счет будущих поколений, влезая в долги. Это очень соблазнительно — брать в долг, но вы посмотрите, что сегодня в мире происходит с теми странами, которые это практиковали», — рассказал корреспонденту «Росбалта» Заостровцев.
В отличие от Дагестана и Чечни, имеющаяся разница в Петербурге покрывается не за счет средств федерального бюджета, а посредством кредитов и займов. Впрочем, как вспоминает экономист, профицитным бюджет в городе был только в начале двухтысячных годов.
В свою очередь, Вадим Тюльпанов рассчитывает, что уже через несколько лет бюджет Петербурга может таки стать профицитным, или, как выразился председатель ЗакСа, «бесдефицитным».
«Наскалько я знаю, в последующие годы, 2013-2014-й, мы будем переходить на уже практически бесдефицитный бюджет», — отметил он.
Практика показывает, что бюджет в Петербурге принимается достаточно формально, а за такими мероприятиями, как чтения и, тем паче, народные обсуждения мало что стоит. Всем ведь памятны недавние апрельские корректировки бюджета 2011 года, когда к расходам городской казны добавили 32 млрд рублей. А если изменения могут вноситься по ходу пьесы, то можно и не утруждать себя анализом ситуации и детальной проработкой документа.